Заранее хочу предупредить всех старых и новых читателей, что в этой записи я:
- Не выставляю себя «арбитром» всего мужского стиля, а лишь выражаю личное, очень субъективное мнение.
- Пишу в задорном тоне «типичный фэшн-блог», от которого меня как читателя обычно бросает в дрожь. Но не отписывайтесь в ужасе, впереди будет ещё много занудного и интересного.
На прошлой неделе завершилась главная выставка мужской моды Pitti Immagine Uomo, и интернет-ресурсы о стиле вновь запестрели картинками с ярко одетыми мужчинами. Меня феномен стритстайла Pitti интригует уже довольно давно, но в 2015-м я натолкнулся на неплохую статью по теме в блоге Monsieur London, которая частично отражает мои соображения. Так что в качестве фундамента этого материала приведу крайне вольный пересказ основных тезисов, дополненный личными мыслями на тему современного «мужского стиля».
Для начала отмечу от себя: стоит разделять Pitti Uomo и фотографии с Pitti Uomo. Первое, по словам очевидцев, — важное бизнес-мероприятие, на нём действительно задаются тренды будущего года (правда, чаще за закрытыми дверями), оно и вправду состоит из стильных вещей и элегантных участников. Второе — на 99% картинки с «павлинами», своеобразной субкультурой молодых и не очень людей, основной целью которых является попасть в объектив камеры ради самопиара того или иного сорта.
Сам я пока не был на Питти, но могу привести пример с выставки в Неаполе. Юноша с самой аккуратной причёской и в самом щёгольском костюме (шалевые лацканы, тёмно-бордовая клетка) при знакомстве оказался владельцем небольшого магазина/MTM-ателье в ирландском Корке. На вопрос, почему на визитке написано bespoke, он, замявшись, ответил, что это «просто название». Не в обиду юноше, но всяко не первый игрок на международном модном рынке. А директора крупных мануфактур почти все были в ненавязчивых тёмно-синих двойках, особенное качество которых выдавали разве что еле заметные ручные швы. Откровенно экстравагантные образы чаще выбирают те, кто хочет броситься в глаза. Но это не значит, что им есть, что сказать. Серьёзные игроки предпочитают приглушённость, потому что им уже некому и нечего доказывать.
Вернёмся к «павлинам». Благодаря фэшн-фотографам, выкладывающим их образы, они и правда задают своеобразные тренды и затягивают неофитов в водоворот разнузданного дендизма. При этом не каждому неофиту достался папа — владелец автокомпании, и вместо того, чтобы отсыпаться после ночного веселья и лениво разглядывать свой лук на страницах крупного фэшн-издания, большинство их них завтра (равно как и сегодня) поедет в офис на Петровско-Разумовскую. А потому, прежде чем выходить из дома, обвешавшись браслетами и надев оранжевую шляпу, пробегитесь глазами по этому списку:
- Разноцветные носки — да, клоунские носки — нет. Мужской стиль строится на ярких акцентах, но вы не наденете канареечно-жёлтые носки перед собеседованием на менеджерскую должность, а яблочно-зелёные на встречу с родителями девушки (надеюсь). Не говоря уже о носках, в которых по четыре цвета на квадратный сантиметр. Всему своё место.
- Неуместное сочетание паттернов. Не ставьте проходящих мимо в неловкое положение своим пиджаком в рыжую клетку, жилетом в пурпурную полоску и брюками в ёлочку. О том, как аккуратно, но разнообразно сочетать рисунки и фактуры материалов, я уже писал.
- Расширенные в винтажном стиле галстуки. Если вы весите 60 килограммов и с трудом можете доесть большую тарелку борща, не стоит выбрасывать привычную «селёдку» и брать взамен галстук шириной 11 сантиметров. Он будет смотреться на вас нелепо.
- Твидовый костюм-тройка, тартановый галстук и полные броги. Как человек, иногда сам надевающий почти такой же ансамбль, воздержусь от комментариев. :D Но автор англоязычной статьи намекает, что если вы тянетесь к такому облику, то вам стоит прекратить пересматривать «Аббатство Даунтон» по третьему кругу.
- Шляпа не по стилю. Повторяя луки Майкла Корлеоне или Дона Дрейпера, мало кто думает о пропорциональности выбранной шляпы. Если ваш рост средний или выше, присмотритесь к федорам (с широкими полями), а не к трилби (с узкими). Если вы ниже и полнее – наоборот. Даже не думайте о шляпах ярких цветов в классическом стиле – оставьте их модникам с Питти и сутенёрам.
- Слишком короткие брюки. Последние годы возвращают нас к моде 1910-х, когда носки не «элегантно мелькают» из-под брюк, а прямолинейно торчат. Чаще всего это выглядит не стильно, а комично.
- Перчатки в нагрудном кармане пальто. Когда этот тренд только возник, в нём присутствовала очаровательная парадоксальность. Сейчас же это выглядит нарочито и искусственно, как табличка «смотрите, я умею в стиль!» на груди. Если вам просто хочется поделиться красотой новых перчаток с окружающими – наденьте же их, кто мешает.
Дополнения от автора HTMM:
- Контрастные пуговичные петли. Не поймите неправильно, я сам люблю расстёгивать нижнюю пуговицу на рукаве пиджаков на заказ. Но многие «добивают» окружающих ещё и тем, что рабочие рукавные петли обмётаны нитью какого-нибудь фиолетового или красного цвета. А ателье этому предпочтению потакают. Как говорил мне на Сэвил Роу закройщик Джон Кент (50 лет уже работает, между прочим), «задача портного – отговорить клиента от того, что ему не пойдёт, но так, чтобы тот сам не понял, почему изменил решение». Вот этого умения нашим мастерам пока не хватает. Ну а клиентам не хватает чувства меры.
- Браслеты. Возвращение первобытных мотивов в мужской стиль имеет свою прелесть, но обычно они делают из человека в классическом костюме не рок-звезду (коей он старается казаться), а очередного претенциозного парня, насмотревшегося фоток стритстайла. Аксессуары, допустимые в классическом стиле, — это часы и обручальное кольцо. Максимум – немассивный декоративный перстень.
- Оверсайзнутые часы. Эта травма поколения первоначального накопления наложилась у нас на международный тренд последних лет к увеличению размера всего что можно, поэтому теперь даже довольно тщедушные мужчины носят часы с циферблатом в 45-50 мм. Ещё раз повторю – пропорции решают. Часы небольших размеров гарантированно будут смотреться уместно на любой руке: оглянитесь в 60-е, когда часы больше 38 мм не носили даже брутальные мужчины (за исключением авиаторов и водолазов, но то была часть формы). Если не верите прошлому, поверьте будущему: среднестатистическое «скукоживание» размера часов уже замечено на Питти 2016.
- Мохнатое пальто. Шерсть казентино, на которой специально создаются фактурные катышки, – писк последних двух сезонов. Не мне говорить о брутальности и маскулинности, но если вы после просмотра фото очень захотели себе такое пальто, задумайтесь вот о чём. Фактурность в истории моды всегда ассоциировалась с женской одеждой, причём даже сильнее, чем розовый цвет или мужская юбка. Последние вызывают и вполне маскулинные ассоциации: розовый — с классическими рубашками приглушённых оттенков, а юбка — с шотландскими килтами. Фактурная же шерсть не оставляет никакого простора для подсознательных апелляций зрителя.
- Вера в списки из фэшн-блогов. Ни одно из вышеприведённых «правил» не является безоговорочным. Стиль — это действительно умение нарушать правила. Но если вы не уверены, что точно чувствуете границы, вернитесь к базисам гардероба. С ними не прогадаешь.
Вообще изначально этот пост должен был называться «Я ненавижу мужской стиль». В этих словах есть нешуточная доля искренности. Не мне в 25 лет бурчать о том, как «в наше-то время (20-е, 40-е, 60-е) был настоящий стиль». Но то, что подаётся в инстаграме под хэштегами #menswear, #dapper и на тех же Питти — чаще всего не стиль, а сочетание аксиом и трендов. При перевесе аксиом получается скорее хорошо, но скучно, а при перевесе трендов – скорее плохо, но весело. Только вот есть одна неувязка. Стиль, как писали евангелисты классики вроде Флассера и Эмиса, — это то, что может быть присуще только одному человеку, обладателю этого стиля. У каждого свой стиль, даже в рамках классики.
Обычно это утверждение интерпретируется как «вещи должны быть неброскими, качественными и хорошо сидеть». Но и с этим я согласен не полностью.
Элементами стиля могут быть, например, основательно поношенные брюки, туфли с заломами или не совсем точно подобранный по тону пиджак. Без специфики, особенностей, выделяющих владельца, «мужской стиль» будет униформой, тем самым офисным дресс-кодом. Настоящая задача аксиом стиля — очертить рамки пунктиром и дать человеку сделать собственный выбор, а не загнать его в эти рамки.
Ловушка, в которую попадают павлины с хэштегами, — типичная ловушка моды. Да, той самой моды, которую нередко противопоставляют стилю. Вместо того, чтобы собрать свои личные черты, предпочтения и идиосинкразии в единый образ, они нахватывают разных готовых решений, совмещают их — чаще всего без особого старания — и называют собственным стилем. Либо, наоборот, создают образ настолько выверенный и вылизанный, что ему просто не веришь.
Кстати, заметил забавную штуку: почему-то на Питти человеческий облик лучше всего удаётся сохранить японцам.
Краткая выжимка-шпаргалка для тех, кому лень читать:
- Не гонитесь за трендами. Вообще никогда.
- Не застревайте в аксиомах «правильного стиля» и погоне за идеальными вещами. Но всегда помните эти аксиомы и без суеты подбирайте «свои» вещи.
- Экспериментируйте с новыми штуками, но отбрасывайте их сразу же, как понимаете — «не моё» или даже «не совсем моё».
- Если вынуждены выбирать, предпочтите набор качественных и универсальных вещей набору экстравагантных и модных.
- Не верьте фэшн-блогерам! Верьте японцам.
Почитайте ещё:
Как подобрать к костюму обувь и ремень
Как сочетать цвета и размеры галстука, рубашки и лацканов
Как подобрать галстук и нагрудный платок
Подписывайтесь на How to Make a Man в ВК и FB. Также буду рад подискутировать в комментариях!
Спасибо за статью!
Позволю себе пару слов в защиту носков с четырьмя цветами на сантиметр. Если это fair isle, если время года – осень или зима, если на вас грубая обувь и джинсы/корды/твид, то смотрится вполне себе неплохо.
Увы, зачастую получается другое: мне на новый год подарили носки happy socks, на которых камуфляжный рисунок из трёх цветов, а поверх него идут полоски ещё из трёх цветов. Вежливо поблагодарил, а у самого глаза кровоточат, да. :)
LikeLike
Андрей, спасибо за напоминание о fair isle, конечно же это прекрасная расцветка.
Я вообще не со всеми пунктами оригинальной статьи безоговорочно согласен, кое-что даже убрал. И носки даже самых диких цветов можно совместить с образом, если очень постараться. Но без перебора всё же лучше. ;)
LikeLike
Хорошая иллюстрация к пункту #10
LikeLike
В целом интересно, требую продолжения банкета!
Не раскрыты темы:
1. Бутоньерки.
2. La Sape (SAPE).
3. Обувь (вообще есть фото обуви с Pitti’89?).
LikeLike
Хм, про Саперов обязательно надо написать, давно думал. Полагаю, что это будет скорее пост пространных рассуждений в том же духе, что этот, чем описание их истории. О ней всё-таки довольно много где написано уже.
На обувь тоже есть планы! В ближайшем “Рейке” как раз расскажу про интересных неаполитанских обувщиков. Клоуз-апов обуви с Питти’89 не видел, но наверняка можно найти и их, если порыться поглубже.
Бутоньерки — интересная тема, да. Неоднородная.) Я сам пока не определился со своим отношением к искусственным шёлковым цветам, да и не так много вариаций пока видел. Перспективный рынок.))
LikeLike
Вариации:
https://www.etsy.com/search?q=lapel%20stick
Правильная книга:
LikeLiked by 1 person
Шикарно, спасибо!
Про etsy как пространство выбора как-то даже не задумывался.
LikeLike
Там два направления: винтаж (находил фарфоровую брошь – букет цветов – 1935 года, сделанную к свадьбе Его Величества в Британии за $20) и ремесленное, не серийное рукоделие.
LikeLike
Ну с ресурсом в целом я знаком, просто не думал в контексте бутоньерок. К сожалению, ремесленные запонки оттуда у меня развалились через пару месяцев. :(
А вот антиквариат посмотреть — мысль крайне интересная, да.
LikeLike
Дмитрий, в общем и целом вы правы. Как человек, прошедший почти два десятка Pitti, я могу подтвердить, что самые значительные в индустрии люди никогда не появляются на этих фото. У них на это просто нет времени. Однако это не означает, что они принадлежат к крайне консервативной среде. Просто чтобы разглядеть дьявола в деталях, нужно иметь внимательный наметанный глаз, а сфокусироваться в этом круговороте фактур, цветов и рисунков действительно трудно.
Павлины, тем не менее, сослужили Pitti неплохую службу в век социальных медиа. Однако сейчас, мне кажется, выставка, не вполне понимает, что с ними делать. Это, с позволения сказать, движение отвоевало себе значительное пространство (к центральному павильону уже трудно пройти) и перетянуло на себя львиную долю внимания. Издание безобразной, на мой взгляд, книги I am dandy – следствие того, что эксцентриков стали именовать денди, в корне исказив первоначальный смысл дендизма. Кстати, авторы книги, которые готовят второй том, активно промышляли на Pitti в этот раз. Могу лишь вас уверить, что никто из известных мне профессионалов не относится к павлинам серьезно и тем более не делает выводов о тенденциях на основании их нарядов. Но неофитов они, конечно, вводят в заблуждение.
Относительно фактур и казентино я не могу с вами согласиться. Попросите на текстильной фабрике показать вам архивные ткани 1940-70-х годов. Интерес к фактурам как всеобщее увлечение винтажом силен последние несколько лет и не угасает. Не все марки ему следуют и не у всех получается хорошо, но есть шедевры. Скорее речь должна идти о правильных сочетаниях фактур, о чем вообще мало кто пишет и говорит. Что же касается тосканского казентино, то эту ткань вы можете увидеть на фресках 14-15 веков. Она не может войти в моду или выйти из нее. Она внеположна моде.
Японцы – еще один спорный вопрос. Во-первых, в вашей подборке часть мужчин – корейцы. Это другой рынок и другой вкус. Чуть более стандартизированный. На мой взгляд, японцы по-прежнему впереди планеты всей. Но лишь профессионалы, основная масса – это просто оголтелые потребители, следующие за трендом. Япония – вообще тема для отдельной дискуссии. Могу лишь подтвердить, что никто так не щепетилен в вопросах качества и никто так не ценит ручной труд, как японцы. Что, как вам известно, нередко приводит к гиперболизации важности ручной работы.
Мне кажется, самая важная мысль прозвучала в начале вашего материал. Помимо того, что транслируют стритстайл блогеры, Pitti – это важнейшее для индустрии мероприятие. Говоря откровенно, оно одно такое в мире. И чтобы это понять, стоит побывать на нем.
P.S. О часах трудно судить по Pitti – для этого существую другие профильные выставки. После SIHH в Женеве я могу вас заверить – сейчас время маленьких часов.
LikeLike
Александр, извините, только сейчас дошли руки ответить.
Спасибо за развёрнутый комментарий и отдельное — за апологию казентино!) По правде, я в данном случае просто рационализировал личную неприязнь к этому материалу, не слишком претендуя на объективность. Галстуки, шарфы или платки из него мне кажутся по-своему хороши, но пальто — перебором, честно. И ещё поспорил бы на тему того, что это “вечная” ткань — почти все ткани кроме сверхновых высокотехнологичных вечны, но они всё-таки подвержены колебаниям моды. Думаю, если посмотреть спрос на казентино в 2000, 2010 и 2015, то мы увидим график, сначала ползущий вверх, а затем прямо-таки взлетающий. Я в этом случае как раз писал о “новомодности”, не отрицая при этом “вечности”.
Про корейцев — да, я поискал подробную информацию о персонажах на фото и был смущён собственной ошибкой. Но тут лишь примеры, это не все удачные фотографии. Но мне кажется, что так или иначе “дендизм в первичном смысле”, который вы упоминаете, гораздо лучше удаётся поддерживать именно азиатам. Наверное оттого, что они ещё не успели устать от неброской классики, в отличие от тех же итальянцев. Про отличие в потреблении у японцев и корейцев — это занятно, спасибо за информацию.
Насчёт часов — конечно, Питти не специфичное мероприятие. Но общие веяния всё-таки отражает, что и подтверждается вашими словами о SIHH.
LikeLike