Когда старость привлекает

Boots11-Recovered

Британские таблоиды обожают троллить принца Чарльза на тему его гардероба. Самый распространённый повод для этого — возраст и состояние вещей. На костюме Anderson & Sheppard красуются заплатки, а туфли Crockett & Jones заношены до такой степени, что невозможно даже определить их модель. Есть простое объяснение: принц хочет казаться «ближе к народу». Простое — и неправильное: на самом деле джентльмены всегда имели — и имеют до сих пор — склонность «занашивать» вещи. В чём же причина?

prince-charles

Начинать поиск ответа следует, как всегда, с истории. Существует расхожее мнение, что в эпоху Бо Браммелла и ранних денди аристократы заставляли своих камердинеров натирать новую одежду толчёным стеклом, чтобы она казалась поношенной. Единственное косвенное подтверждение этого факта — записи Барбе д’Оревильи, который сам же далее уточняет: пиджак нужно тереть стеклом, «пока он не станет своего рода кружевом или облаком». По всей видимости, это художественный образ, прочитанный историками моды слишком буквально. Впрочем, камердинеры в действительности разнашивали одежду и обувь, прежде чем выдать её хозяевам.

Есть и пример актуальнее Чарльза — новый британский посол в ООН сэр Тим Бэрроу. Доподлинно известно, что Бэрроу обшивается на Сэвил-роу, а его строгий синий костюм прячет игриво-алую подкладку. Но ничего не известно о том, почему чемодан Бэрроу выглядит старше своего владельца. На чемодане красуется небольшой герб королевской семьи — возможно, одним и тем же предметом багажа пользовались несколько поколений дипломатов, он хранится в Министерстве иностранных дел как реликвия и торжественно передаётся из рук в руки? Возможно нет. Домысливать историю старой вещи порой интереснее, чем знать о ней правду.

Но идея благородной старины возникла отнюдь не в Великобритании. Значительно более древние японские источники говорят о том, что следует предпочитать вещи, которые «имеют глубинную тень, а не поверхностную ясность». Эстетика нарэ, патины или «опыта», воспета и в правилах чайной церемонии, и в японской одежде. Естественно, одержимые винтажем и «духом» вещей японцы и сегодня знают толк в элегантном старении.

marble2

Один из самых ярких примеров сегодняшнего тренда на визуальную состаренность — патинирование туфель. Моду на патину ввела французская марка Berluti, а сегодня такие туфли предлагают практически все мастерские, работающие на заказ или в высоком сегменте RTW.

Термин «патинирование» — обобщение нескольких разных процессов. Большинство обувщиков называют им характерное сложное окрашивание, симулирующее старение кожи. Отдельные мастерские (Yohei Fukuda, Berluti, Lefort) акцентируют внимание на том, что при патинировании обязательный этап после окрашивания — искусственное выцветание с помощью «смывки» (растворителя). Из-за этого трактовка понятия получается не совсем однозначной.

Почти год назад я приобрёл в сети цельнокроенные туфли Herring. Они сразу же приглянулись мне как отличный «полуфабрикат» для патинирования. Их для меня обработали в The Penny Yard (уточнение: сам патинаж сделан в мастерской «Федора»): создали характерные затемнения, а заодно подогнали по размеру болтавшуюся пятку. Хозяин мастерской Дмитрий Клочков считает, что формальная обувь всегда делается с расчётом на то, что покупатель будет носить её годами:

«Старая обувь имеет неоспоримые преимущества перед новой парой. С возрастом обувь переходит в своё лучшее состояние — верх становится мягче и адаптируется под особенности стопы, кожа покрывается патиной (только если это не черная пара обуви), затяжная стелька также принимает форму стопы и становится комфортной и удобной. Покупая пару у фабрики, которая производит обувь не одно столетие, ты, так или иначе, связываешь себя с теми людьми, которые сделали твою обувь с любовью, поэтому чем старше обувь, тем теснее твоя связь с этими людьми. В церемониальных странах с традициями считается дурным тоном покупать новую качественную формальную обувь каждый сезон, так как она рассчитана на десятилетия и выбрасывать старую обувь — то же самое, что и выбрасывать свои деньги».

goreporn

Боевые раны

Искусственное патинирование — это одно, но существуют и естественные признаки старения, в первую очередь заломы и сквозные повреждения (вспоминаем того же Чарльза). Если речь не о полной реставрации, то лучшее, что можно сделать с продырявленным туфлями — поставить кожаную заплатку изнутри, чтобы отверстие не расходилось дальше. Визуально при этом туфля останется «дырявой»: даже после обработки искусственной кожей залом вернётся через пару недель носки. Одним из моих туфель (на фото выше и ниже), самым заношенным и удобным, 5 лет. Они пережили один ремонт, а спустя ещё два года и полную замену подошвы. Полёт нормальный. Цвет благодаря множеству впитавшихся слоёв крема мало с чем сравнимый. Это уже самая настоящая патина, без полумер.

naturalpatina

Вот так естественно изменился цвет кожи на туфлях за 5 лет

Для обуви более традиционного фасона, чем цельнокрой (например, полуброгов), мне в качестве сырья очень нравится «музейная кожа»: такую специально обрабатывают на этапе фабричного окрашивания. Еле заметный мраморный рисунок смотрится, на мой вкус, благороднее других вариантов предварительной окраски. Кстати, о музейной коже подробно писал на русском отличный блог The Best Guide.

Красота старения относится, конечно, не только к формальной одежде и аксессуарам. Знаменитые вощёные мотоциклетные куртки Barbour и Belstaff ценятся именно за их потёртость. Эта эстетика знакома и любителям джинсов: благодаря натуральной окраске индиго плотный деним со временем приобретает характерные подтёки и заломы, которые выдают историю вещи. Естественно, модные искусственно состаренные, порванные или залитые краской джинсы пишут такую же «историю», но уже как симулякр — они демонстрируют события, которые не произошли с их владельцем.

Самое на мой вкус интересное — грань между эстетикой естественной и искусственной старости. По собственным ощущениям, в современном языке одежды культура красивого натурального старения не распространена и остаётся прерогативой узкой прослойки ценителей элегантности и винтажа. Костюм с дырами от моли — сомнительный повод для гордости, особенно перед условными офисными коллегами или деловыми партнёрами. В популярных стайл-инстаграмах десятилетних (да и пятилетних, скорее всего) туфель вы не найдёте. Соцсети — новый глянец, где морщинок на пиджаках и заломов на туфлях просто не существует, ведь они не собирают лайков.

brady

“Лицо” The Rake Эйден Брэди часто попадает в списки “стильных старичков”, хотя очевидно, что из общего с реальными пожилыми людьми у него только седина.

При этом «отчуждённая» история и старость, напротив, в цене. От патинированных туфель до продранных джинсов — на все подобные вещи есть спрос. Даже разлетающиеся по сети снимки пожилых моделей — пример того же тренда. Возраст у них, разумеется, настоящий, но продают они нам не реальную старость, а приукрашенную — старость модели, всю жизнь посвятившей своей внешности, не обычного человека. Под фото немолодых людей, не следящих за кожей и фигурой, чаще появляются комменты вроде «как же он некрасиво постарел» — даже если речь о суперзвёздах.

Тут всплывает ещё одна тема — красивого и некрасивого естественного старения. Качественно выделанная и окрашенная кожа будет при хорошем уходе менять тон и выглядеть с годами интереснее, а плохая просто потускнеет. Классическая модель костюма или туфель не начнёт выглядеть старомодно. То есть, грубо говоря, хорошее вино не обязано быть дико старым, но старое вино будет хорошим, только если собрано из лучшего винограда. Следовательно, красиво стареют только высококачественные и не зависящие от моды вещи.

В конечном итоге вещь, которая слишком хорошо сохранилась, нежива и нелюбима. Я не говорю, что единственный способ уважать одежду — занашивать её до дыр. Но лучше это, чем вещи, которые прозябают на вешалке, чтобы потом утонуть в мусорке, когда мир захлестнёт волна новой моды. Джентльмен не бросит даму просто потому, что она ему надоела. С вещами то же самое. С любимыми не расставайтесь — и не переставайте за ними ухаживать. 😊:)


Спасибо за чтение!

Подписывайтесь на How to Make a Man в ВК и FB, чтобы первыми получать обновления, ставьте лайки, делайте репосты.

Вам также будет интересно:

Дресс-код умер. Да здравствует дресс-код!

Почему без военной формы не было бы мужской одежды?

Какой у вас стиль — ретро или классика?

Про джинсы и классический стиль

Advertisements

One comment on “Когда старость привлекает

  1. Добавлю вам одну цитату, посвежее д’Оревильи. Герцог Бедфорда в своей “Книге Снобов” (1965) пишет: «Костюм должен быть изготовлен из первоклассных материалов, это даже не обсуждается. Но даже совершенно новый костюм должен выглядеть старым. Или, по крайней мере, не слишком уж новым. Один вариант решения этой проблемы: набить карманы костюма камнями и вывесить его под дождь. Другой вариант: все новые костюмы отдавать носить своему камердинеру первые два года».

    Like

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s