Почему без военной формы не было бы мужской одежды?

military-final

Журналы из года в год пишут “в моду возвращается стиль милитари”, но это неправда. Милитари не может возвращаться, потому что никуда не уходил. По большому счёту классический мужской костюм произошёл именно от военной униформы — и сегодня они идут рука об руку. Так как родина костюма — Великобритания, то истоки стоит искать именно в британской форме. Во время визита в Лондон мне повезло посетить главное милитари-ателье Dege & Skinner и детально рассмотреть их работы, а также пообщаться на эту тему с другими кутюрье. Получился крупный материал с кучей эксклюзивных фото — надеюсь, вам будет интересно.

На красном мундире не видно следов крови, что успокаивает сослуживцев во время боя. Это миф: такому утверждению не существует ни единого документального доказательства. Зато есть более приземлённые аргументы: красные красители были доступнее и дешевле, а солдаты лучше различали друг друга в пороховом дыму. Так или иначе, с середины XIX века британцы начали переходить на хаки: сначала в Индии и Австралии, а потом и повсеместно. Эпоха красных мундиров ушла, но сами они остались частью парадной униформы и символом армии Соединённого Королевства.

Museum

Униформа Королевского Уланского полка на выставке What is luxury? Фото: Алёна Лаврова

Армейская дисциплина охватывает не только распорядок дня и физическую подготовку. Эстетическая составляющая здесь играет не меньшую роль. Именно от офицерских униформ пошли такие понятия, как дресс-код и классический стиль в целом, не говоря уже о большинстве предметов мужской верхней одежды.

Brummell

Одно из самых известных изображений Браммелла в “гражданских” брюках, ведущих происхождение от кавалерийских бриджей

Прародителем известного нам классического мужского стиля считается денди Джордж «Бо» Браммелл, но немногие знают, что в ранние годы он служил в 10-ом Королевском Гусарском полку (тогда их звали лёгкими драгунами). По мнению биографа Йена Келли, именно этот опыт стал фундаментом дальнейшего образа жизни Браммелла. Униформа 10-го Гусарского была одной из самых дорогих и красивых в армии. Особенно выделялся тёмно-синий верхний мундир с вышивкой серебряными нитями, пуговицами из настоящего серебра и подкладкой из белого шёлка. Белые кавалерийские бриджи были крайне узкими, полностью закрывали ногу, а для удобства управления лошадью по уставу их полагалось носить без белья. В дальнейшем панталоны Браммелла стали основой нового стиля денди: они тоже были белыми, обтягивающими и длинными. Совпадением это никак не назовёшь.

Finucane

Портрет лейтенанта Эндрю Финукейна в парадной форме 10-го Королевского Гусарского полка

Стоимость парадной формы обычного пехотинца составляла в те годы около 40 фунтов (больше годовой зарплаты рабочего), а для гусар цена доходила до 350. Браммелл потратил существенную часть содержания на парадную форму, и это будто бы определило его дальнейшую жизнь не по средствам. Во время гусарских загулов он оттачивал остроту языка, которая позже обеспечила ему место в истории. Прослужил Браммелл всего 4 года, попутно сломав нос при падении с лошади, а после повышения до капитана сменил армейскую жизнь на светскую. Но любовь к красивой одежде никуда не исчезла.

uniforms

5 из 15 видов современной британской униформы: № 1 (парадная голубая), № 3 (парадная для жаркой погоды), № 10 (парадно-выходная), № 2 (парадная хаки), № 13 и № 8 (барачная и полевая)

Британская униформа разделяется на 15 видов: от традиционной церемониальной до полевой, в зависимости от уровня мероприятия и погодных условий. Ателье обычно занимаются пошивом четырёх из них: церемониального «полного мундира» (full dress), двух вариантов парадной униформы (голубая № 1 и хаки № 2) и парадно-выходной формы (mess dress). Остальные производятся фабрично.

Нельзя назвать изготовление униформы в ателье bespoke-пошивом в чистом виде. Из-за жёсткого регламента почти все изделия шьются по подогнанным блочным лекалам, хотя и с обилием ручной работы. Однажды слишком стильный молодой офицер, повышенный в адъютанты 15-го/19-го королевского Гусарского полка пришёл в Dege & Skinner за новым церемониальным нарядом. Он запросил на своих брюках боковой шов внахлёст и передние карманы пиджака, расположенные под углом, — несмотря на все увещевания портных о том, что такие детали не соответствуют уставу. От результата заказчик был в восторге, но после встречи с командиром получил выговор и вернулся в ателье на переделку. С тех пор в Dege & Skinner слово клиента закон только до тех пор, пока дело не касается устава.

 

Inner stitching

Плотная простёганная подкладка мундира и зафиксированная ручным стежком подкладка рукава.

Технологическое исполнение униформы имеет свою специфику. В архивах D&S мне удалось подержать в руках мундир Гвардейской Пехоты. Назвать его словом «жёсткий» — не сказать ничего. Во-первых, для формирования полочки использованы несколько слоёв очень жёсткой бортовой прокладки. Во-вторых, для придания дополнительного объёма последняя простёгивается вместе со слоями ваты. Толщина груди гвардейца таким образом увеличивается на 3-5 сантиметров, так что здесь выражение «грудь колесом» — уже не метафора.

Red coat

Collar

Воротники-стойки для мундиров делаются на основе крайне жёсткой рогожки из ирландского льна. С воротниками гражданских костюмов это просто несравнимо: портные посмеиваются, что толстая униформа не только портит жизнь гвардейцам в тёплые дни, но ещё и натирает шею. Что поделать, устав есть устав.

Первое, что гражданский костюм позаимствовал у военного, — его функциональность. Каждая из деталей, которые мы видим на пиджаках и брюках, когда-то имела своё назначение, даже если на сегодня осталась декоративным рудиментом. Вот что говорит на этот счёт главный закройщик Gieves & Hawkes Давид Тауб:

«Вся британская школа кроя в широком смысле проистекает из военной и охотничьей одежды. Именно поэтому в британском костюме важны свобода движения, облегание и возможность меньше думать о том, как ты выглядишь. В этом контраст с европейским стилем, где комфорт может уйти на второй план в угоду вычурности. Специфика английской политической системы тоже накладывает отпечаток: здесь аристократии необязательно было всё время присутствовать при дворе, в отличии от Италии или Франции. Можно было больше времени проводить в своём поместье, выглядеть там аккуратно, но быть в комфорте».

Phitwell lining.jpg

Кашемировый охотничий пиджак с запатентованной Dege & Skinner полуподкладкой “питвелл”, которая придаёт комфорт движениям.

Абсолютное большинство клиентов из армии заказывают гражданскую одежду в тех же ателье, где им шьют униформу. Как пишет в своей биографии The Savile Row Cutter Майкл Скиннер (бывший директор и главный закройщик Dege & Skinner), узнать армейца для него никогда не составляло труда: почти все они предпочитают крой, приближенный к мундиру, с зауженной талией и расширенным низом. Кстати, в армейском жаргоне даже есть специальное название для гражданской одежды, которое употребляется с начала XIX века — «муфти». Своё происхождение термин ведёт от домашнего халата, напоминавшего одежду мусульманских сановников.

gieves-dress-wheel

Армейский устав в Великобритании всегда был настолько сложен, что сотрудники Gieves & Hawkes даже изобрели в 30-е годы Gieves Dress Wheel — специальное картонное колесо, по которому можно было сверять комплекты различных униформ.

Несмотря на значительные перемены в структуре британской армии за последние 30 лет, портновское дело в этой сфере изменилось не так сильно. Из-за сохранения жёстких регламентов модели парадных изделий остались прежними. Единственная технологическая разница в том, что в ателье стало появляться больше ближневосточных заказчиков: для них приходится создавать военную одежду под более жаркий климат. Один из самых больших восточных энтузиастов английского пошива — султан Омана, который заказывает у Dege & Skinner парадные мундиры не только для себя, но и для оманских офицеров. Вместо традиционной 18-унциевой шерсти, используемой в британской парадной «униформе № 2», ателье берёт облегчённый 8-унциевый материал. Тем не менее директор компании Уильям Скиннер считает, что из-за присущего британским вооружённым силам консерватизма вряд ли эта более комфортная для тёплого времени года ткань полностью заменит толстую шерсть в английской армии.

Gold Russia

Button

Важная особенность отделки униформы — золотая ручная вышивка, которую в англоязычной терминологии незатейливо называют Gold Russia в честь шнуров на русской гусарской униформе. Она совершенно нефункциональна (к примеру, мундир на фото выше с фигурными вышитыми застёжками на самом деле закрывается невидимой молнией в боковом шве), но до сих пор обеспечивает идентификацию полков. Размеры, расположение и количество вышивки — это особенный язык, полностью понятный только самим военным и экспертам по военной форме. Сегодня золотая вышивка выполняется либо в специализированной мастерской Hand & Lock (единственной в Великобритании) в Сохо, либо отправляется на аутсорс к мастерам в Индии, которые исполняют её с не меньшей тщательностью и профессионализмом, чем англичане.

stripe.jpg

В Англии диагональная полоска на галстуках с 20-х годов прошлого века по наши дни именуется “полковой” (regimental). До сих пор некоторые узоры можно носить только представителям соответствующих полков. Интересно, что английская полоска направлена в сторону левого плеча, а американская — в сторону правого.

На прошлогодней выставке «What is Luxury?» в лондонском Музее Виктории и Альберта единственным экспонатом мужского костюма стала униформа Королевского Уланского полка, созданная Dege & Skinner.

Это непростой мундир: он вошёл в обиход в 2015 году в результате слияния Королевских Уланов Её Величества и 9-го/12-го Королевского Уланского полка Принца Уэльского. Два последних Уланских полка Великобритании стали одним в прошлом мае. Министерство Обороны дало Dege & Skinner, держателю Королевского варранта, задачу по разработке новой униформы в 2012-м. В ней нужно было совместить особенности, характерные для уланских полков:

  • Алый мундир, кремовый жилет, тёмно-синие брюки с лампасами и высокой посадкой — традиционная униформа Королевских уланов Её Величества
  • Тёмно-синий мундир, алый жилет, тёмно-синие брюки с лампасами и высокой посадкой — униформа 9-го/12-го.

При выборе компромисса между двумя полками учитывались в том числе и такие приземлённые факторы, как стоимость производства униформы. С учётом объёма ручной работы, которую выполняет Dege & Skinner, количество деталей и вышивки на изделиях сильно влияли на цену конечного продукта.

Конечно же, офицеры имеют право сами выбрать портного, у которого хотят сшить мундир. Можно сшить униформу и по более простой технологии безо всякой ручной работы, но большинство предпочитает вложиться в форму «на века».

Royal Lancer uniform, Dege & Skinner 2015

Униформа Королевского Уланского полка. Фото из архива Dege & Skinner

Dege & Skinner представили прототип униформы нового полка спустя год после получения заказа. Финальный дизайн отсылает к форме 1901 года с тёмно-синим пиджаком из шерсти «под замшу» (doeskin), кремовым жилетом из сукна мелтон с позолоченными медными застёжками и тёмно-голубыми брюками из баратеи с широкими белыми лампасами. Вручную прошитая золочёная нить состоит из 2% настоящего золота в сочетании с синтетическим материалом.

BarrelPcoat1

Неформальный бушлат, скроенный Давидом Таубом по мотивам одежды английских моряков для выставки Sheep on the Row. Фото: davidetaub.blogspot.com

Но портным необязательно шить исключительно мундиры, чтобы вдохновляться милитари-стилем. Почти вся верхняя одежда современного мужчины происходит из армии, авиации и флота. Тренчи, шинели, парки, бомберы и бушлаты — лишь малый набор вещей, не просто вдохновлённых милитари, а прямо из него пришедших. Давид Тауб рассказывает о том, как можно использовать в гражданском bespoke-пошиве наработки военной формы:

«Во многих своих дизайнах я пользуюсь опытом работы в военной портновской мастерской Kashket — например, часто делаю дугообразные швы спинки. Они имеют характерный вид и создают более приталенную посадку, но это не стиль ради стиля. Многие дизайнеры делают пиджаки в таком духе, но всегда забывают о брюках. На костюмах, которые я делаю, такие же дугообразные швы исполнены и на рукаве, и на брюках, благодаря этому создаётся целостный облик.

Back seams

Дугообразные швы спинки, украшенные уже упомянутой Gold Russia, на мундире Dege & Skinner

Нужно помнить, что люди не заказывают себе военную униформу, они не стремятся выглядеть как в армии. Я делаю не униформы, а универсальные вещи, которые, несмотря на милитари-стиль, можно носить хоть с вельветом, хоть с джинсами.

Не подумайте, что мне не нравятся дизайнеры вроде Найджела Кейборна, которые берут идеи из военных архивов и делают копии, но мы как индивидуальные портные не можем поступать таким же образом. Каким бы ни было влияние, нам нужно создавать что-то новое специально под клиента».

Ещё один кутюрье Винсент Смит также имеет «военный» бэкграунд. Он начинал с обучения в Uniform Clothing Co., а сейчас работает с Louis Vuitton и Givenchy — и помимо этого запустил собственную линию минималистичной классики Mr. Smith Paris, которая полностью отшивается вручную.

Mr Smith

Сафари-пиджак от Mr Smith с накладными карманами

Вот что говорит о военном влиянии Смит: «Для меня наиболее интересной милитари-деталью являются карманы. В зависимости от их оформления полностью меняется внешний вид изделия. Можно играть с размером, положением, объёмом и формой. Главное — не превращать такие детали в примочки. Для каждой мелочи должно быть своё функциональное назначение. Даже в наших готовых изделиях есть детали вроде рукава pivot sleeve, который стачивается с основной частью пиджака значительно ниже линии проймы, обеспечивая таким образом большую свободу движения.

Для достижения точной посадки я использую в конструкции вытачки, выполненные по диагонали, — они задают направление и визуально, и технически. Ещё мы добавляем вытачку по линии втачивания воротника, чтобы сбалансировать при посадке очень высокую пройму и добиться точной посадки рукава (здесь я не совсем уверен в переводе — возможно, Смит не соотносил посадку рукава с наличием вытачки под горловиной, а просто перечислял два разных свойства в одном предложении — уточнения профи приветствуются). Таким образом достигается максимальная свобода движения».

Милитари-влияние гораздо сильнее ощущается и в мире высокой моды. В осенне-зимней коллекции 2016-го от Prada модели появлялись на подиуме в моряцких бескозырках и бушлатах, Salvatore Ferragamo более тонко отсылали с офицерскому алому в цветах пальто, а Brioni представили тёмные куртки, дополненные накладными карманами с клапанами — массивными и угловатыми. Balmain расшили куртки золотыми шнурам и дополнили красными поясами с кистями — чем не 10-й Гусарский полк? Униформа появляется в нашей жизни гораздо чаще, чем нам кажется, просто мы не всегда замечаем её перерождений.


Спасибо за чтение!

Если текст показался вам интересным, обязательно поделитесь им в своих соцсетях — блог существует только благодаря тому, что его кто-то читает.

Этот материал в другой редакции и с другими иллюстрациями впервые вышел в русском The Rake, № 14

Все фото из ателье — (с) How to Make a Man (Дмитрий Черников), если не указано иного. Иллюстрация — Анна Гольде.

Подписывайтесь на обновления How to Make a Man в ВК и FB!

 

Вам также будет интересно:

Давид Тауб из Gieves & Hawkes. Авангард Сэвил-Роу

Kingsman и британская загородная классика. Твид, клетка и вощёные куртки

Стиль Джеймса Бонда. Костюмы фильма “Спектр”

Обзор шинели на заказ от Bond & Stinson

Advertisements

2 comments on “Почему без военной формы не было бы мужской одежды?

  1. Андрей says:

    Спасибо за статью!

    А вы не в курсе, случаем, откуда всё же пошли harrington jackets? Они являются гражданским вариантом бомберов, или бомберы делались с оглядкой на них?

    И в который раз возникают мысли о том, насколько интереснее смотрятся широкие воротники и лацканы на тренчах и бушлатах. У меня есть такой же по стилю бушлат (4 кармана, паты, длина до середины бедра), но выглядит он значительно хуже из-за раза в полтора более узких элементов.

    Like

    • Андрей, спасибо за интересный вопрос.

      Я сам не углублялся в историю Baracuta, видимо потому что не очень люблю такой фасон (а вот варианты тренчей и макинтошей у марки получаются великолепные, на мой вкус), так что информация неточная, но могу сделать поверхностный вывод о том, что Baracuta G9 (разработанная в 1937) была одной из первых таких моделей — куртки пилотов Первой мировой были совсем другими, а MA-1 (собственно, то, что мы и называем “бомбером”), очень похожую на G9, создали уже в 50-х.

      Like

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s