Шёлк шантунг и ещё немного о галстуках

Tie-final

В недавнем посте о модниках с Pitti Uomo я делился своей нелюбовью к фактурной шерсти казентино, которая стала трендом последних лет, и пытался эту нелюбовь рационализировать. Казентино не кажется мне совсем неприемлемым материалом, но он куда сложнее, чем считают «павлины». Впрочем, это не значит, что от фактуры стоит отказываться в принципе. Пример гораздо более «простого», но оригинального и уместного материала — шёлк шантунг, из которого делают галстуки и аксессуары. По случаю также расскажу о некоторых технологических особенностях изготовления галстуков.

drakes_shantung_2

Шантунг — шёлк полотняного переплетения, который по ошибке в некоторых источниках называют «состаренным». Но понятно, откуда идёт эта ошибка — ткань имеет характерную неравномерную фактуру, создающую впечатление многочисленных катышков и затяжек. Как и большая часть гладкого шёлка, шантунг производится в Китае (он получил имя от провинции Шаньдун, в которой появился) и изначально не использовался как галстучный. Из него преимущественно делали женскую одежду — юбки и платья, включая свадебные, а также обивку для мебели и занавески. Иногда шантунг шёл даже на летние мужские костюмы. В русском языке для этого материала пользуется милый синоним «чесуча», происходящий не от ожидаемого «чёсаный шёлк», а от китайского слова zuòsīchóu (дословно «дубовый шёлк»).

Напомню о важном свойстве мужской одежды — степени формальности. Условно говоря, чем вещь более гладкая и однотонная, тем более она формальна. Деловые костюмы шьются из гладкой шерсти, неформальные — из фактурного твида или льна неравномерной окраски. То же правило относится к аксессуарам.

В ассортименте галстуков есть две крайности — формальный галстук из абсолютно гладкого шёлка и неформальный галстук из вязаного шёлка с горизонтальным низом. Шантунг занимает нишу ровно посередине — низ у галстука из него классической формы, а фактура заметна и необычна, но не так бросается в глаза, как вязаная (гренадин). При этом его сложно назвать совершенно казуальным, скорее он полуформальный.

man-of-the-world-drakes-silk-woven-shantung-tie-green-alt3_1024x1024

Теперь сделаю небольшое техническое отступление в рамках галстучной темы. Самые дорогие галстуки делают из шёлка в семь сложений (в этом случае максимален расход дорогой шёлковой ткани), а дорогие трёхслойные дублируют подкладкой из того же шёлка (их я упоминал и показывал в материале о Marinella). Но есть ещё один тип — подвёрнутые вручную галстуки. Никакой подкладки у них нет, делается это по аналогии с нагрудными платками (о способах подворачивания которых можете прочесть на русском в блоге Bespoke etc.), когда край ткани сперва заворачивают в аккуратный ролик, а затем «прихватывают» потайными стежками. Таким образом, с обратной стороны галстука можно увидеть изнанку ткани, а с передней — малозаметные ручные стежки. Так любят делать и в Италии, и в Англии. Но вручную редко подворачивают откровенно формальные галстуки — такой чести обычно удостаиваются изделия из шерсти, шёлка-гренадина и вышеупомянутого шантунга. Благодаря фактуре проколы менее заметны на их лицевой стороне, в отличие от тонкого шёлка.

Возвращаясь к шантунгу — такой галстук станет хорошим аксессуаром в гардеробе, строгим и смелым одновременно. Если вы не живёте по жёсткому дресс-коду, можете надеть его и под пуловер, и под непарный пиджак, и даже под формальный костюм. Благо производители редко экспериментируют с едкими цветами и авангардными принтами, ограничиваясь однотонными и полосатыми галстуками.

Подумайте о том, как совместить фактуры — экстремальным, но стильным вариантом может стать полная фактурность ансамбля (твидовый пиджак, льняная рубашка, шантунговый галстук). Также уместно, но уже совсем в другом духе будет смотреться костюм из тонкой гладкой шерсти, белая рубашка из хлопка плетения «поплин» и тот же самый галстук. Хоть шантунг и необычен, он по-своему беспроигрышен: можно экспериментировать вне жёстких рамок сочетаемости фактур, важно только правильно подобрать цвет.

Шантунг в качестве галстучного материала стал популярен совсем недавно (что вполне объяснимо волной увлечения винтажом и «херитеджем»), и это доказывает, что мужской стиль при всей своей консервативности не стоит на месте. Пусть этот материал и не принципиально новый, но у меня есть стойкое ощущение, что даже когда волна популярности схлынет, шантунг плотно войдёт в классический гардероб. Он идеально соответствует эпохе смягчения дресс-кода, в которой галстуки служат в большей степени маркером не делового, а стильного человека.


Спасибо за чтение!

Подписывайтесь на обновления How to Make a Man в ВК и FB!

Кстати, блогом я занимаюсь не в одиночку — рад впервые за год с лишним работы представить вам постоянного редактора How to Make a Man Алёну Георгиеву. Она мастерски находит логические нестыковки в текстах, корректирует ошибки и опечатки, а также очищает материалы от словесного мусора. Алёна суровая, но справедливая — без дела не придерётся, но лажи не пропустит. Совместно работать — огромное профессиональное удовольствие. Если вы ищете отличного редактора для коммерческих, публицистических или художественных текстов — пишите ей немедля.

 

Почитайте ещё:

Как сочетать пропорции галстука и рубашки?

Как выбрать галстук по цвету и рисунку?

Как выбрать рисунок костюма или пиджака?

Advertisements

3 comments on “Шёлк шантунг и ещё немного о галстуках

  1. Андрей says:

    Спасибо за статью!

    Есть с этим материалом одна маленькая проблемка, о которой я пару раз задумывался, а неделю назад, когда всё же решил заказать первый такой галстук, свои мысли подтвердил. Показал крупное фото галстука трём людям: двум девушкам, которые любят мужчин в галстуках, и одному руководителю достаточно высокого уровня, который в галстуках ходит лет так 30 каждый день. Все трое в разных формулировках выразили мнение, что это какая-то дешёвая ткань, которая вся покрыта затяжками и шарушками :) Когда я в двух словах объяснил, что это “не баг, а фича”, то все трое сказали, что никогда раньше с этим не сталкивались, и не думали, что такое может быть.

    Можно сказать что-нибудь в стиле “пффф, провинция”, но факт остаётся фактом =(

    Like

    • Андрей, вам спасибо за комментарий!

      Ну почему же сразу “провинция”.) Скрип при восприятии нового и попытка рационализировать нелюбовь через мнимую неэстетичность — это вполне естественная человеческая реакция. Ей наверное ничего не противопоставишь, но могу просто просто поделиться личной травмой из той же области — я слышал от вполне разумных и образованных людей такое количество нелестных эпитетов разной степени оригинальности и остроумия о кардиганах, галстуках из вязаного шёлка, вощёном хлопке, твиде etc., что принял решение о том, что нет лучшей реакции на vox populi, чем заткнутые уши.)
      Даже, повторюсь, если лично эти люди симпатичны вам и приятны. Вещи всё-таки мы обычно приобретаем и носим для себя в большей степени, чем для окружающих.
      Тут же ещё специфика местности — у нас до сих пор не все отошли от представления, что “костюм = рабочая униформа”. Неформальным классическим штукам, вероятно, приживаться будет сложнее всего, если их не будут выводить в мейнстрим крупные фэшн-марки (как повезло в какой-то момент брогам).

      Всё, к чему люди не привыкли, всегда будет вызывать вопросы и косые взгляды. Потом привыкнут и вопросы сменятся комплиментами. Иначе бы мы все вечно ходили только в чёрных оксфордах. В чём, безусловно, есть своя прелесть, но лично я предпочёл бы иной путь развития.)

      Like

  2. А я недавно себе купил такой галстук в коммисионке, думаю — что-то из соцлагеря восьмдесятых.

    Like

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s