Костюмы сериала «Больница Никербокер». Мужской стиль 1900-х

the-knick-clive-owen-eric-johnson

На прошлой неделе вышла последняя серия второго сезона врачебного сериала The Knick (по-русски «Больница Никербокер»), так что самое время обсудить костюмы вымышленного Нью-Йорка 1900-х. Первый сезон начинается с крупного плана туфель главного героя и сразу становится ясно, что одежда играет в сериале не последнюю роль, в том числе и для раскрытия характеров персонажей.

960

Около 75 % костюмов было создано специально для «Ника», мужские костюмы главных героев изготовил известный нью-йоркский портной Мартин Гринфилд. Ранее он шил для персонажей фильмов «Уолл Стрит», «Великий Гэтсби», а также для нескольких американских президентов. Задачей художницы по костюмам Эллен Мирожник было не безупречно воссоздать стиль эпохи, а обыграть его так, чтобы он подчёркивал атмосферу, которую создаёт режиссёр Стивен Содерберг. Он и сам вольно спрессовывает исторические события (первый чёрный хирург в «белой» больнице, чума в Сан-Франциско, операция врача на самом себе) с люфтом в несколько десятилетий, объединяя их в один год.

5131fd9a6a379c9698965cf15f1715a1

1900-й — не только рубеж веков, но и переломный момент в истории мужского костюма. Именно в этот период из моды начали выходить фраки и визитки, стали появляться так называемые lounge suits или sack coats, ставшие прототипами современного классического костюма. Хотя вещи главных героев и смотрятся слегка анахронично, они уже вполне напоминают нам привычные костюмы из «Аббатства Даунтон» или «Острых козырьков» (их действие происходит в 1910-20-х).

Доктор Джон Тэкери в исполнении Клайва Оуэна — кокаинист и гениальный хирург, образцовый разночинец рубежа веков. По словам Элен Мирожник, её целью было подчеркнуть желание Тэкери бросить вызов консерватизму врачебной системы, что, безусловно, сказывается и на его внешнем стиле. Фотографии врачей того периода изображают мужчин в чёрных или серых костюмах, но Тэкери, подобно Оскару Уайлду, покорившему Америку в 1882, носит пиджак из бутылочно-зелёного бархата с острыми лацканами в сочетании с белыми туфлями. Последние, кстати, действительно носили хирурги рубежа веков. Но только на туфлях Тэкери делается акцент: это обусловлено сюжетно (приём наркотика через укол в лодыжку), а также подчёркивает его облик человека без ложной скромности. Образ дополняется серым жилетом с шалевыми лацканами и шляпой-котелком: это как раз таки атрибуты «приличного человека» того периода.

В некоторых сценах Тэкери появляется в полный рост в коротких брюках с манжетами, в которых почти видна лодыжка. Сначала мне показалось, что это лёгкое подтрунивание над современной модой, но я оказался неправ: брюки такой длины и правда были уместны в 1900-х. Только вот носков в области лодыжки видно всё-таки не было: они прикрывались гамашами или гетрами.

Во втором сезоне Джону приходится пройти ещё больше испытаний как во внешнем мире, так и в самом себе, так что его стиль иногда «расслабляется»: во время наркотических психозов Тэк лишь в одном расстёгнутом жилете кирпичного оттенка с серой рубашкой. В первом сезоне этот жилет был частью костюма-тройки с уже упомянутым пиджаком из зелёного бархата. Аналогично в некоторых сценах Тэка можно увидеть в расстёгнутом жилете в широкую чёрно-серую полоску. Разумеется, ни в какие рамки этикета того времени это не вписывается (до жилета мужчина имеет право раздеться, только получив разрешение от женщины, а расстёгивать его — значит обнажать рубашку, являющуюся нижним бельём, что совершенно недопустимо). Клайв Оуэн в интервью говорил, что пытался выглядеть «как Дэвид Боуи в 1900-м».

thack

Ещё один костюм Джона абсолютно в духе времени, в крупную серую полоску, с контрастным чёрным воротником и характерной формой спинки с двумя пуговицами. Интересно, что Тэкери не застёгивает пуговицы на рукавах (пуговиц почему-то пять) – именно благодаря хирургам функциональные манжеты пиджака и по сей день называются surgeon’s cuffs. Когда понадобится неотложная помощь, времени на расстёгивание пуговиц не будет.

wAoT16A

1915 год, зато про четыре пуговицы

Вообще одним из базисов стиля сериала является пиджак на четырёх пуговицах. Такой крой был главенствующим в 1900-х, хотя в наши дни целиком вышел из моды. По словам Мирожник, в те годы костюмы кроились ещё ближе к телу, чем сегодня, и полностью облегали его. Эти пиджаки также и длиннее тех, что мы привыкли видеть. На рубашках почти все герои здесь носят жёсткие накрахмаленные съёмные воротники, вероятно arrow collars, взлетевшие на пик моды в 1920-е, не в последнюю очередь благодаря рекламным иллюстрациям Дж. Лейендекера.

Доктор Элджернон Эдвардс, афроамериканец, вернувшийся с практики в Париже — самый модный персонаж сериала. Из Старого Света он привёз не только безупречное образование, но и костюмы, которые смотрятся гораздо вальяжнее, чем у коллег. При этом они же подчёркивают его «неуместность»: в Нью-Йорке компетентность Эдвардса заслоняется его цветом кожи. Основной костюм Элджи – тёмно-синяя тройка в яркую золотистую клетку «оконная рама». Благодаря приглушённым цветам сериала в кадре клетка еле заметна, но всё равно выделяет персонажа на общем фоне. Подчёркнутые окаты рукава, угловатый край борта и карманы пиджака Эдвардса, направленные по диагонали, также добавляют силуэту «смелости», стремления вверх. К счастью, сценарий «Ника» не так прост, чтобы для достижения успеха было достаточно хорошо выглядеть.

Ещё один занимательный образ первого сезона — инспектор Джейкоб Спейт, отвечающий за нью-йоркские санитарные нормы. Он будто бы один в один списан с Аль Капоне: полная низкорослая фигура в светлой шляпе хомбург с чёрной лентой и в слегка мешковатом костюме-тройке. И хотя Спейт тоже отъявленный коррупционер, он оказывается одним из немногих в сериале, кто ответственно подходит к своему делу. Что, впрочем, не играет ему на руку, а совсем наоборот.

Семья предпринимателей Робертсонов, покровителей Тэка и всей больницы, одевается значительно консервативнее, чем вышеперечисленные персонажи. Это и понятно: Капитана Огаста и его сына Генри сковывают рамки статуса. Робертсоны – из тех немногих персонажей, которые в сериале появляются во фраках и рубашках из плотного фактурного хлопка (пике) на металлических застёжках (т. е. по дресс-коду white tie). Это в те времена была “униформа” для балов и светских мероприятий высшего общества.

the-knick

В цилиндрах в сериале появляются только Робертсон-старший, и, как ни странно, доктор Бертрам (Берти) Чикеринг. Как раз в 1900-х цилиндры в повседневной жизни были почти вытеснены котелками, хомбургами и другими менее массивными шляпами. Но Робертсон — представитель старшего поколения, которое не так легко поддаётся новой моде, а Берти — сын состоятельного врача, «мальчик из хорошей семьи». Скорее всего, гардероб ему подбирал отец: отсюда скромная тёмная ткань костюма, крупная бабочка и этот самый старомодный цилиндр.

tumblr_nyc884zLm51tbiuqvo2_400


Спасибо за чтение!

Ещё больше материалов о костюмах в кино — в соответствующем разделе. Подпишитесь на How to Make a Man в ВК и FB, чтобы первыми узнавать об обновлениях блога!

 

 

Advertisements

4 comments on “Костюмы сериала «Больница Никербокер». Мужской стиль 1900-х

  1. Спасибо за текст, крайне познавательно!

    Like

  2. Не раскрыта тема одежды всяких невысших слоёв (например, яркий жи лет и широкие клетчатые штаны у того, который показывал двойняшек-сиамских близнецов)

    Like

  3. Nada says:

    А джентльмен 1910-х годов- это русский Великий князь Павел Александрович)

    Like

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s