Стиль Джеймса Бонда. Костюмы фильма “Спектр”

1

Непобедимый секретный агент МИ-6 Джеймс Бонд вернулся! И хотя новый фильм серии «Спектр» получил, мягко говоря, неоднозначные отзывы аудитории и критиков, костюмы Бонда и его напарников (и злодеев тоже) всё также безупречны. В сегодняшнем материале приглядимся к стилю 007 в 2015 году вплоть до самых мелких деталей.

В последних трёх фильмах Бонд перешёл от костюмов Brioni (в них одевался и прошлый Бонд Пирс Броснан) к дизайну от Тома Форда. И хотя в «Спектре» значительную часть фильма он ходит в неформальной толстой водолазке (как у Стива Маккуина в «Буллите») или в поло с замшевой курткой, костюмы здесь тоже достойны пристального внимания. Вот некоторые из них.

Тёмно-синий костюм. Бондовская классика

23

Во-первых, это классический тёмно-синий костюм в малозаметную фактуру «акулья кожа» (sharkskin). Это базис классического шпионского стиля, позволяющий не выделяться из толпы, но всегда выглядеть уместно. В этом фильме на Дэниеле Крэйге приталенный и укороченный пиджак с классической прямой линией плеча и ярко выраженным окатом рукава (roped shoulder), такой же, как в «Скайфолле». Осовременивают образ скошенные передние карманы и нагрудный карман баркетта («лодочка») в неаполитанском стиле, для которого характерна скругленная линия входа. Это очень эклектичный костюм, далёкий от традиционного английского кроя (в самых ранних фильмах Джеймса Бонда, разумеется, обшивали на Сэвил Роу), но воплощающий эпоху глобализации и смешения стилей.

Spectre-hp-GQ_22Jul15_b_1083x658

Отдельная деталь, которая после фильма наверняка вернётся в широкую моду — это булавка для воротника, приподнимающая галстучный узел. Она становится ярким акцентом в сдержанном в остальном образе спецагента, а ещё привлекает внимание к его лицу. Конечно, не очень конспиративно, но мы-то знаем, какой Бонд на самом деле эгоцентрист… Этот аксессуар очень любит и сам Том Форд (можно найти немало его фото со светских мероприятий, где засветилась галстучная булавка), так что выбор более чем логичен.

Белый смокинг. Отсылка к прошлому

4

А вот костюм, который безусловно консервативен. Это смокинг цвета слоновой кости с широкими острыми лацканами, отсылающий нас к образам шпиона в 60-80-е. Кстати, это первый светлый смокинг Бонда за 30 лет (в последний раз он появился на Роджере Муре в «Виде на убийство»). Здесь образ дополнен чёрной бабочкой и красным цветком в петлице и дословно повторяет облик Шона Коннери в «Голдфингере». В сценах  «Спектра» с этим смокингом даже невооружённым взглядом можно различить традиционную технологию изготовления с полной бортовкой (full canvas): лацканы впечатляюще динамичные и «живые», иногда даже возникает ощущение, что портные немного недоутюжили пиджак перед тем, как сдать его на съёмочную площадку.

5

Что интересно, Бонд Крейга здесь не «выходит в люди» в смокинге, а встречается наедине с девушкой в вагоне-ресторане поезда (не будем спрашивать, как несколько костюмов помещаются у него в один небольшой чемодан). Выходит, 007 скорее ценит стиль для самого себя, чем стремится вписаться в рамки дресс-кода.

Бежевый костюм в тон пустыне

6

Самый оригинальный из костюмов этого фильма — бежевый пиджак, коричнево-бордовый галстук, белая рубашка и чиносы, в которые Бонд переодевается перед визитом на базу злодея Блофельда в пустыне. Это отличный пример того, как строгость сохраняется даже в неформальном образе: брюки и пиджак сделаны из тканей немного разных цветов и фактур. Пиджак — из смеси шерсти, льна и шёлка, а брюки — из чистого хлопка. Кстати, их делал не Том Форд, а также небезызвестная итальянская фабрика Brunello Cucinelli.

Занимательно, что воротники всех рубашек Бонда в этом фильме имеют острые углы отлётов воротника (point collar), а не более характерные для современной моды spread или cutaway (когда края расходятся, оставляя место для крупного галстучного узла). К таким же «непопулярным» решениям относится одна шлица на пиджаке Бонда.

Одежда второстепенных героев

7

Кстати, костюмы второстепенных персонажей не уступают гардеробу главного героя. Например, на Блофельде в исполнении Кристофа Вальца можно увидеть минималистичный тёмно-серый френч с одной (верхней) пуговицей: это своего рода переосмысление облика Блофельда из «золотого века» бондианы. Там он носил более милитаристский френч, застёгнутый на все пуговицы, в расцветке хаки. Но времена меняются и функциональность уступает дизайну.

8

А вот начальник Бонда М (Рэйф Файнс) — будто бы последний оплот консерватизма в фильме. Он носит двубортный тёмно-синий костюм в заметную светлую полоску с классической посадкой, прямым плечом и острыми лацканами. М не назвать старомодным — стиль в его образе безусловно присутствует. Но это стиль человека, который предпочитает не бросаться в глаза и не выходить за привычные рамки.

9

Тем же, кто предпочитает чуть более свежий взгляд на классику, рекомендую обратить внимание на гардероб Бена Уишоу, который исполняет роль мастера по гаджетам Q. Самая запоминающаяся комбинация в его стиле — непарный пиджак тёмно-синего цвета в клетку «оконная рама», светлая рубашка в мелкую клетку, тёмно-бордовый галстук и синий джемпер. Ещё один образ, где тот же галстук сочетается с более темным однотонным пиджаком и яркой синей рубашкой в узор с бордовыми элементами, тоже неплохо отражает более неформальный подход Q к шпионскому дресс-коду.

10

Дизайн костюмов второстепенных персонажей работает эффективно, но в смысле языка одежды довольно стереотипен: ещё с середины двадцатого века (а то и раньше) клетка ассоциировалась с интеллектуалами-нонконформистами, меловая полоска и двубортные пиджаки — с большими начальниками, а френчи — со злодеями (спасибо коммунистическим вождям). Впрочем, “Спектр” скорее ценен не языком костюмов, а их исполнением. К последнему не прикопаешься.


Обзор написан по заказу ателье Bond & Stinson, оригинал с небольшими изменениями опубликован в их блоге.

Спасибо за чтение!

Подписывайтесь на How To Make A Man ВКонтакте и в Facebook и узнаете о новых постах первыми.

Почитайте ещё о костюмах киношных шпионов:

Костюмы фильма “Агенты АНКЛ”

Костюмы “Kingsman: Секретная служба”

Как работает художник по костюмам?

Если вас напугали словосочетания “акулья кожа”, “оконная рама” и пр. — вам сюда

Advertisements

8 comments on “Стиль Джеймса Бонда. Костюмы фильма “Спектр”

  1. alexander rymkevich says:

    Небольшое фактическое дополнение, Дмитрий.
    Brunello Cucinelli не имеет фабрики, которая производит брюки. Поэтому правильнее сослаться на марку.
    Пиджак Блофельда в маоистском духе, костюм в полоску Рэйфа Файнса – работы ателье Timothy Everest.

    Like

    • Спасибо за дополнения!

      Меня удивило описание “маоистского пиджака” в Вики, это же как есть френч, а он даже не упомянут в истории этого mao jacket. Сталин почти один в один такой же носил, северокорейские вожди. Интересно понять, в какой момент “мао” и “френч” разошлись, и расходились ли хоть где-то кроме английского языка.

      На Вальце, кстати, если уж быть совсем дотошным, скорее вариация на тему Nehru Jacket, для которого характерен воротник-стойка.

      Like

      • alexander rymkevich says:

        Да, скорее ближе к Nehru, соглашусь. Относительно маоистского пиджака, я думаю, что из-за самых зловещих диктаторов ХХ века он стал настолько иконографичным, что никто уже не вспоминает о его предшественнике.

        Like

  2. Андрей says:

    Посмотрел фильм на выходных.

    Видимо, я буду первым, кому работа костюмеров не понравилась.

    Бонд — хорошо, даже отлично, но это international man, совсем не english gentleman. Впрочем, у него судьба такая — служить рекламным манекеном очередного бренда, заплатившего за право “одевать” Бонда.

    M — не консервативный, а наоборот, пёстрый… Образ спасает только харизма самого Файнса.

    Q превзошёл всех. Из него сделали… хипстера! — да уж, идея на миллион шекелей. :-(

    Главный злодей разве что неплох — и френч ему вполне подходит. Хотя тут, похоже, просто решили сохранить связь со “злодейской” одеждой классических “бондов”. Над одеждой прочих мужских персонажей вообще не думали.

    Like

    • Про интернационального и рекламного безусловно. И ещё чрезмерно модный для своего рода деятельности, мне кажется, почти раздражающая зауженность-укороченность.

      Вот уж не знаю, чем Q не понравился. Нормальное визуальное развитие образа Уишоу из прошлых фильмов, и самый стилистически сбалансированный из всех персонажей в этом, как мне кажется. Хипстеризм вторичен.

      Про остальных соглашусь. Относительно M я имел в виду консервативность костюма, а не сочетания. Но такое, как на фото, было одно, а ещё была тройка однобортная, и там, если не ошибаюсь, всё очень сдержанно.

      Тут ещё проблема в фильме, всё-таки… Костюмы его не вытягивают ни разу.

      Like

    • Андрей says:

      Если бы вы все хипстеры были такими, каким получился Q, то вы бы так плохо к ним не относились :)

      Like

  3. DmitryV says:

    Позволю полюбопытствовать, почему “ещё с середины двадцатого века (а то и раньше) клетка ассоциировалась с интеллектуалами-нонконформистами”? На классических иллюстрациях эпохи 30-х годов можно увидеть немало пиджаков и костюмов в клетку – вряд ли планировалось, что Apparel Arts читают какие-то злостные нонкомформисты ;)

    Like

    • Дмитрий, простите пожалуйста, подзадержался с ответом. Но насчёт клетки ссылаюсь на вполне специфические материалы — вот про интеллектуальное значение пледа в Российской Империи, например: http://folk-costume.com/pled/. В XX веке надо присматриваться, конечно, не к Apparel Arts и вообще не к моде, а скорее к массовой культуре — в первую очередь кино. Возьмите абсолютно любого образованного либерала/левака почти в каком угодно фильме — он с вероятностью в 80-90% будет в пиджаке prince of wales, gun club, windowpane или houndstooth.

      Like

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s