Как работает художник по костюмам?

italian-fashion-in-cinema-oscar-winning-costumes-including-milena-canonero-La-grande-bellezza-Costumi-di-Daniela-Ciancio

При производстве кинофильма на художнике по костюмам лежит огромная ответственность: все бюджеты на одежду героев и массовки, точное попадание цветов в кадр и их взаимодействие, подбор костюмов на складах студии и пошив вещей специально под картину, а также их логистика по местам съёмок. И этот список далеко не полный. В сегодняшнем материале вы узнаете о том, каков цикл работы художника по костюмам на проекте, а также некоторые неочевидные детали этой профессии. Большое спасибо замечательному художнику по костюмам Дмитрию Андрееву за мастер-класс, который стал основой для этой записи!

149497_103137786424716_14139_n

Дмитрий Андреев

Начать, как всегда, следует с терминов. В обыденной речи люди часто путают понятия «художник по костюмам» и «костюмер». Несмотря на созвучие, это разные профессии. Условная иерархия в этом сегменте кинопроцесса строится таким образом:

  1. Режиссёр
  2. Художник-постановщик
  3. Художник по костюмам
  4. Ассистент художника по костюмам
  5. Костюмер

Итак, последние три пункта — это, в англоязычной терминологии, costume department. Художник по костюмам отвечает за всё вместе — это и бюджет, и концепция каждого персонажа, и разработка каждого костюма с выбором материалов и заказом, а нередко и самостоятельным пошивом изделий. Ассистент художника по факту выполняет те же самые задачи, но их объём определяется художником, и ответственность ассистент несет уже перед ним. Костюмеры же никак не отвечают за «стратегическую» работу над костюмами. Они работают непосредственно с вещами: в зоне ответственности костюмеров уход за изделиями, их транспортировка, подгонка по фигуре, когда это необходимо. Также на них лежит доскональный учёт того, во что одет каждый из актёров в каждой сцене, вплоть до самых мелких деталей вроде запонок или пуговиц.

grandbudapestmcfidm

Костюмы фильма “Отель Гранд Будапешт”, художник Милена Канонеро

Теперь самое время понять, каков же порядок работы над проектом для художника по костюмам. Пунктов масса, но постараюсь изложить их лаконично.

  1. Чтение сценария и выстраивание первичных образов героев в собственном сознании.

 

  1. Общение с продюсером. Почти без исключений на каждом отечественном проекте оговаривается, что зарплата будет маленькой, бюджет ещё меньше, а сроки — совершенно неподъёмными. В среднем разработка костюмов для одного проекта занимает месяц-полтора, причём это включает не только «бумажную» часть, но и непосредственный пошив изделий! Представьте, каково это для «костюмных» фильмов, где количество предметов одежды измеряется даже не десятками, а порою сотнями. Со своей стороны добавлю, что срок производства одного bespoke-костюма у профессионального портного — месяц-полтора.

 

  1. Общение с режиссёром и художником-постановщиком. На этом этапе герои начинают воплощаться в жизнь. Художник по костюмам и режиссёр редко встречаются на этапе пре-продакшена (до съёмок), поэтому необходимо чётко утверждать, какие костюмы будут в кадре и какое они должны создавать впечатление.

 

  1. Первые актерские пробы. На них актеров чаще всего одевают в «подбор», готовые костюмы со складов киностудии. Художник по костюмам не только обязан присутствовать на пробах, но также и должен подобрать костюмы из подбора, которые максимально близки к его финальному видению персонажа. Уже на пробах персонаж «рождается» и начинает формироваться в то, чем он станет на экране.

 

bonnie-sketch-small

Эскиз костюма Бонни Паркер в фильме “Бонни и Клайд”, художник Теадора Ван Ранкл

  1. Подготовка референсов и эскизов для фильма. Это главный из «креативных», нематериальных этапов работы — на нём принимается решение о том, какие образы, фотографии или детали послужат основой для внешнего вида персонажей. Обычно художник по костюмам ассоциирует каждого персонажа с тканью своего цвета, фактуры и рисунка. Каждое из этих свойств должно отражать его характер — к примеру, персонаж в мягкой клетчатой шерсти тёплых оттенков будет почти полной противоположностью персонажу в жёсткой, похрустывающей и «холодной» тафте. Референсы для образа — не обязательно рисунки художника (ими в нашей индустрии вообще пользуются не так часто). Это могут быть фотографии из соответствующей эпохи, литературные или кинематографические ассоциации, иногда даже музыкальные произведения или объекты живой/неживой природы.

 

  1. Закупка тканей и материалов. После того, как общее представление о костюмах получено, приобретаются материалы. Не всегда в наших магазинах можно найти что-то, что соответствует требованием художника, поэтому часто заказ осуществляется из-за рубежа. Разумеется, рамки бюджета иногда слишком жестки, поэтому приходится прибегать к таким ухищрениям, как искусственные материалы (бижутерия или синтетика), недостатки которых «скрадываются» камерой или цветокоррекцией. Впрочем, в нашу эпоху с этим возникают сложности, так как цифровая съёмка даёт слишком чёткую картинку, которая обнажает даже самые мелкие детали.
V+Hollywood+Costume+Exhibition+Installation+OADh7sbiMBDx

Платье Киры Найтли в фильме “Искупление” и художник по костюмам Дебора Надулман Лэндис

 

  1. Пошив изделий. Как я уже упоминал, большинство костюмов для актёров второго плана и массовки берутся из «подбора» (но нередко видоизменяются — искусственно состариваются, подгоняются по размеру и пр.), но почти всегда костюмы главных героев делаются специально под проект. Пошив осуществляется в театральных и частных мастерских или в пошивочных киностудий. В создании костюмов необходимо разделять «правду жизни» (например, тот факт, что аристократки XIX века могли менять платье пять раз за день) и «правду искусства», причём дело тут не только в ограниченном бюджете. Герой должен запомниться, сформировать образ в сознании зрителя. Невозможно, чтобы персонаж носил один и тот же костюм несколько «киношных» лет, но если действие происходит в течение нескольких дней или даже месяца, двух-трех костюмов обычно бывает достаточно.

 

  1. Примерка готовых костюмов. На этом этапе художник встречается с актёрами и окончательно «цементирует» образы персонажей в позах, особенностях поведения и взаимодействия с их костюмами, фотографиях. Идеально, если на этом мероприятии присутствует и режиссёр, чтобы избежать неожиданностей на съёмочной площадке. Бывают и случаи замены актёра прямо перед съёмками, тогда костюм приходится перешивать, зачастую с нуля. Конечно, такие форс-мажоры сказываются на финальном результате, так как художник разрабатывает костюм под фактуру и манеры конкретного актёра.
1451318_585772271494596_1136427448_n

Кадр из телефильма “Бесы”, художник Д. Андреев

  1. Логистика изделий и съёмочный период. Чаще всего художники по костюмам присутствуют на площадке, хотя иногда их заменяют ассистенты. Здесь важно, чтобы костюмы правильно сидели на актёрах, чтобы манера держаться и вести себя в костюме соответствовала образу и социальному положению персонажа. За этим нужно внимательно следить, так как не все актеры сами знают исторические особенности (к примеру, что снятый цилиндр не кладётся на стол, а ставится на пол).

 

  1. После съёмок. К сожалению, в российском кинобизнесе участь костюмов незавидна — они редко попадают даже в «подбор» будущих лет, так как хранение обходится слишком дорого. Продюсеры обычно забирают костюмы и либо хранят их самостоятельно (чаще всего с этого момента судьба изделий неизвестна), либо уничтожают, как это случилось с большинством костюмов массовки «Сибирского Цирюльника». Отдельные вещи сохраняются у художников по костюмам и хранятся в частных мастерских-примерочных, нередко попадая на тематические выставки.

blogger-image-780479104 

Несмотря на все бюджетные и временные ограничения, российские художники по костюмам зачастую выдают результат не хуже, чем их голливудские коллеги. Они достоверно воспроизводят крой и технологии эпох и делятся секретами мастерства в публичном пространстве, а не только в профильных киношколах. Спасибо им за это!


А вам спасибо за чтение материала!

Обязательно подпишитесь на How To Make A Man ВКонтакте и в Facebook.
Если вам интересны костюмы в кино, почитайте ещё:

Костюмы фильма “Kingsman: Секретная служба”

Костюмы Дэвида Боуи

Костюмы Майкла Кейна и Лоуренса Оливье в фильме Sleuth (“Сыщик”)

О женщинах в мужских костюмах

Advertisements

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s